(† ок. 360), преподобные Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля). А. З. происходил из знатной семьи и был обручен с дочерью таких же знатных людей. Достигнув совершеннолетия, А. З. вынужден был уступить родителям и жениться, хотя уже давно чувствовал призвание к пустынной жизни. Во время брачного пира святой был осиян Божественным светом и немедленно покинул брачные покои. Позже его нашли далеко от города столь переменившимся, что родители не стали уговаривать его вернуться. В пустыне преподобный подвизался в общей сложности 50 лет. После смерти родителей А. З. раздал большую часть своего имущества бедным. Молва о подвижнике быстро распространилась, и к нему стало приходить множество людей; однажды святого посетил местный епископ и призвал его к священническому служению в одном языческом селении, жители к-рого давно и упорно сопротивлялись всяким попыткам обратить их в христианство, били и истязали посылаемых к ним священников. А. З. долго отказывался, но был вынужден подчиниться приказу епископа, напомнившего ему о церковной иерархии. Он выстроил в селении красивый храм и сокрушил языческих идолов. Жители, узнав об этом, вытащили его из храма и избили. Ночью А. З. вновь вернулся в храм, и наутро истязание повторилось. Противостояние продолжалось 3 года; постепенно, видя упорство и терпение святого, язычники смягчились, а почти тысяча человек крестилась. Новообращенные искренне полюбили своего пастыря и раскаялись в своих злодеяниях. Однако когда паства его укрепилась в вере, А. З., тосковавший по пустынножительству, тайно вернулся к уединению. Через нек-рое время умер его брат, оставив 7-летнюю дочь Марию. А. З. взял ее к себе, поселив рядом с собственной кельей, обучал Свящ. Писанию и приобщал к пустыннической жизни. Когда Марии исполнилось 20 лет (по сир. житию - 17), к ним явился некий монах и обольстил Марию. Горько раскаиваясь и стыдясь своего наставника, она бежала от него в г. Асс, где стала публичной женщиной. А. З. сокрушался и молился о ней, и во сне ему открылось, что через 2 года Мария вернется. По истечении этого времени он отправился за ней и, узнав, что Мария на одном из постоялых дворов, стал искать способа встретиться с ней. Он решил представиться распутником, ищущим увеселений, и в светском наряде отправился к хозяину Марии, сказав, что хочет развлечься в ее обществе. Мария не узнала преподобного, и, когда они остались наедине, А. открылся Марии и стал уговаривать ее вернуться к праведной жизни. Тайком они вернулись в пустыню, где и стали жить вместе в посте и молитве; св. Мария прославилась многими чудесами и исцелениями. Через 23 года А. З. умер в возрасте 70 лет, а через 5 лет после него умерла и св. Мария.
Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста. Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121).
А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками (орант). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. № 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой».